КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Настольные впечатления: «Русский Манчкин» и дополнение «Комическая гонка» «Лaзep-шoy „Tpи дeбилa“» — пpямaя тpaнcляция Новая песня (G)I-DLE вызвала волну критики в Корее Эйса Гонсалес стала любимой актрисой режиссёра Гая Ричи Хоумлендер красуется на максимально патриотичном постере «Пацанов»

Убийцы цветочной луны

Killers of the Flower Moon

Рана, которая никогда не перестанет ныть

Мартин Скорсезе вновь выдал большое (почти три с половиной часа, етить-колотить!) кино по книге, основанной на хронике реальной серии преступлений из начала прошлого века.

Книги Дэвида Гранна, автора нон-фикшена «Убийцы цветочной луны», экранизируют не в первый раз — этим уже занимались Дэвид Лоури и Джеймс Грэй. Но на сей раз и масштабы больше, и ставки выше, и затраты солиднее. Катать по США старика с пистолетом и искать затерянный город Z оказалось не так накладно, как рассказывать историю о жадных бледнолицых, что проливают кровь толстосумов-индейцев ради зелёных долларов и чёрной нефти.

В кадре топовые актёры (кажется, в последний раз Леонардо Дикаприо и Роберта Де Ниро засовывали в один фильм лет 30 назад), заснятые топовым оператором (Родриго Прието — фаворит не только италоамериканца Скорсезе, но и мексиканца Иньярриту), разыгрывают суровую криминальную драму в декорациях Оклахомы 1920-х. Теперь камера (по-скорсезовски когда надо, лихая, когда надо, невозмутимая) гуляет не по ночным клубам, где тусуются зализанные гангстеры, и не рыскает по улицам порочного Манхэттена. Здесь ощущается рука режиссёра не «Отступников» и «Казино», а «Молчания» и «Банд Нью-Йорка» — лент, не замахивающихся на беспрекословную историчность, но и в открытую не конфликтующих с летописями.

«Убийцы цветочной луны» рассказывают о событиях в округе Осейдж, где обитает одноимённое племя индейцев. Эти баловни судьбы выгодно сдают свою сочащуюся нефтью землю бледнолицым и имеют с добычи топлива неплохой процент. Настолько, что в этих местах праздный образ жизни ведут не белые люди, как во многих других штатах эпохи ревущих двадцатых, а неприлично богатые краснокожие, разодетые в дорогие меха и разъезжающие на премиальных авто. Там, где осейджи, там и деньги. А там, где деньги, там найдутся и хитрецы, что хотят их присвоить. Алчные отморозки, которым плевать на то, что для набивания собственных карманов им придётся вырезать целые семьи и вести бизнес, исходя из двух законов: «деньги не пахнут» и «хороший индеец — мёртвый индеец».

В «Убийцах» Скорсезе не торопится опорочить чьё-нибудь доброе имя, а констатирует неприглядные исторические факты и с сочувствием к тяжёлой доле коренных американцев рисует подробный пейзаж конкретного места в конкретный период истории США. В фильме этот период разделён на два отрезка. Первый — длинная экспозиция, что знакомит нас с героями, прописывает некоторое количество «i», над которыми в скором времени появятся кровавые точки, и живописует первые «убийства цветочной луны». Второй — попытки плохих парней окончательного решить вопрос с осейджами и пресечение этих преступлений следаками из ФБР.

Оба отрезка лучше всего характеризует слово «размеренность». Даже в моменты накала страстей зритель вряд ли почувствует состояние тихого ужаса, одолевавшее его, когда он наблюдал за тем, как обдолбанный Джордан Белфорт из «Волка с Уолл-стрит» шлифует лицом асфальт на кажущемся бесконечным пути к собственной тачке, или вместе с ошарашенным Фрэнком Шираном из «Ирландца» мучительно долго едет на казнь своего друга Джимми Хоффы. С одной стороны, в «Убийцах цветочной луны» мы видим творение не нагого в своих стремлениях художника-бунтаря, для которого каждый проект — проект мечты, и не факт, что он окупится и не оставит своего создателя на обочине Голливуда навсегда. Нет, здесь мы наблюдаем качественную работу опытного и отутюженного во всех смыслах мэтра, которому всё можно и всё будет прощено, ибо позволяет статус. Но идёт ли эта выверенная стандартизация на пользу фильму?

«Убийцы цветочной луны» — это большое кино от большого мастера. Однако его подкашивает неспешность там, где можно было бы поспешить, и рыхлость в тех местах, которые прежний Скорсезе забетонировал бы раствором из хлёстких диалогов, отчаянных операторских решений и взрывов тишины. Снято круто, смотрится тоскливо. Быть может, правы были те, кто говорил, что под сильным продюсерским давлением режиссёр нормально работать не может, но и совсем без нажима быстро распоясывается.

Получается, карго-культ фильмов Мартина Скорсезе организовал сам Мартин Скорсезе? Ну не мог допустить оплошностей постановщик, который не просто очень давно в киноиндустрии, а вместе с другими классиками взращивал и откармливал её годнотой, похоронив безвольный «Золотой Голливуд» и открыв дорогу отвязному «Новому Голливуду».

Можно предположить, что замысел Скорсезе заключался не в том, чтобы снять реактивное зрительское кино, как он, ни для кого не секрет, делать умеет, но выдать публике кое-что другое. Поднимающее интересную и больную для многих американцев тему, чтобы попытаться глобально что-то изменить, на что-то повлиять и вызвать общественный резонанс. «Таксиста» вот в своё время обвиняли в том, что этот фильм вдохновил психопата, устроившего покушение на Рейгана. А на «Последнее искушение Христа» и вовсе ополчился чуть ль не весь христианский мир, что вывело дискурсы вокруг библейского текста на новый уровень. Ну а, скажем, «Острову проклятых» как минимум удалось сгенерировать парочку расхожих интернет-мемов, на которые вы и сейчас без труда наткнётесь в соцсетях.

А смогут ли «Убийцы цветочной луны» изменить мир? А если и не мир, то хотя бы нынешний западный социум, живущий темами притеснений и этнических тёрок? Хорошо, если да. Тогда новый проект Мартина Скорсезе спустя годы займёт почётное место в «Национальном реестре фильмов Библиотеки Конгресса», и люди будущего будут показывать его студентам киношкол и ставить всем и каждому в пример как образец искусства сострадать.

А если всё-таки нет? Тогда нам останется довольствоваться отличной работой Скорсезе-ремесленника, но далеко не самым сильным пунктом в фильмографии рок-звезды, у которой каждая новая картина — событие даже в наши дни, когда никто и ничему не удивляется. Событие, которое могло растрясти реальность. Так же, как когда-то эта реальность содрогалась от поступи режиссёров-новаторов, что не только спровоцировали, но и успешно пережили эру беспечных ездоков и бешеных быков, славных парней и королей комедий.

Поделиться:
Сергей Чацкий
14 декабря 2023

 
Оценка автора
Стерильно
Читательский рейтинг
54%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Телеовощи – 546: Та самая серия
 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 617: «Мятежная Луна 2», «Полночь с дьяволом», «Омен. Непорочная», отмена «Кинокритика»
 
1Ноль кадров в секунду – 523: Пробки вдохновения
 
1ЕВА – 578: Большая круглая невинность
 
2Телеовощи – 545: Первый и последний
 
15Лазер-шоу «Три дебила» – 616: «Сто лет тому вперёд», «Падение империи», новое «Очень страшное кино», перезапуск «Ведьмы из Блэр»
 
4Ноль кадров в секунду – 522: Не против
 
 
4ЕВА – 577: Кайдзю-приставка
 
4Телеовощи – 544: Где проходит граница
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 615: Запрет Гая Ричи, анонс «Матрицы 5», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Хитмен. Последнее дело»
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме